Зарубежные съемки: опыт Екатерины Кузнецовой

Екатерина Кузнецова (известная также, как Екатерина Иванчикова и Catherine) — очень успешный фотограф. В Новосибирске за Катей закрепился имидж лучшего фантазийного фотографа, а сегодня она творит за границей. В чем особенность заграничных съемок? Что нужно, чтобы снимать «за бугром» и действительно ли это выгодно? Как фотографу позиционировать себя? Об этом Катя рассказала нашему проекту.


— Катя, расскажи о своих первых съемках за границей, как это случилось?
— Я несколько лет ездила отдыхать в Черногорию просто как турист. И вот, буквально года два назад подруга-фотограф сказала мне: «Ты же можешь не только отдыхать, но и одновременно зарабатывать».  Я подумала: «И правда». Собственно, в этом ничего уникального нет. Сейчас очень много фотографов, которые могут жить в другой стране либо имеют возможность куда-то выехать и снимать за границей. Их сайтами уже пестрит Интернет. По похожему пути пошла и я: разместила объявление на «Черногория сегодня» (это самый популярный русскоязычный сайт о Черногории) и буквально на следующий день мне позвонила организатор свадеб, которая работает вЧерногории и предложила устроить съемку. Фактически с этого момента я и начала фотографировать за границей. Сейчас работаю по Черногории и соседним странам, но, в принципе, могу вылететь в любую точку мира.

— Кать, насколько я знаю, ты переехала в Черногорию на ПМЖ. А когда жила в Новосибирске, часто удавалось снимать за границей?
— Не скажу, что очень часто, но такие фотосессии были. К примеру, когда я отдыхала на о. Бали, познакомилась там с молодоженами и устроила им съемку. Был интересный проект – путешествие по Европе и фотосессии в разных городах. Сейчас, поскольку я живу в Черногории, часто снимаю именно там, практически не выезжаю.

— Как устроить за границей профессиональную фотосессию? Лучше вести с собой фотографа или искать на месте?
— Здесь есть несколько вариантов. Первый: когда фотограф собирается ехать зарубеж, и ваша поездка совпадает с его по датам. Отлично! Тогда вы заплатите только за съемку, без его проживания и дороги. Другой вариант: фотограф живет там, куда вы едете. Если это русский фотограф, то, скорее всего, он возьмет с вас меньше, чем местные. Ну и, соответственно, если вы хотите фотосет от конкретного фотографа из России, то нужно дополнительно оплачивать ему транзит и проживание. Хотя, учитывая то, что съемки у местных фотографов за рубежом стоят в разы больше, чем в нашей стране, то и это может быть выгодно.

— Как часто ты снимаешь наших соотечественников?
— Достаточно часто. В основном, это новосибирцы или москвичи. Они планируют отдых и сразу ищут фотографа, либо они тоже живут в Черногории и хотят красивые фотографии.

— Часто ли фотографируются местные?
— У меня будет свадьба новосибирской девочки и черногорца. А так это достаточно редкое явление.  Сказывается разница в менталитете. Опять же, уровень жизни в Черногории не очень высокий и не все готовы платить за фотографа столько, сколько в России. Организация свадьбы не такая дорогостоящая как в России, но вот количество человек на свадьбе в разы больше: обычно от 100 до 400 приглашенных родственников. Поэтому часто экономят как раз на фотографе. Фотосесии там заказывает, в основном, местная продвинутая молодежь. Ну и еще не все хотят с русскими работать, хотя отношения, в принципе, хорошие у наших народов.

— Уровень фотографов за границей выше, чем у нас?
— Моя подруга живет во Франции и говорит, что уровень французских фотографов очень низкий. Она пользуется большой популярностью, снимает за те же деньги, но гораздо лучше французских мастеров. Единственное, в чем она уступает им, так это в знании языка. Сейчас она его активно учит. Хотя, на самом деле, фотографу достаточно знать лишь несколько фраз, чтобы понимать клиента.
По своему опыту общения с разными фотографми могу сказать, что хорошо и очень хорошо снимают единицы, креативят единицы фотографов. Основная масса снимает средне или ниже среднего.

— А фотографы Черногории чем отличаются от наших?
— Вообще, в России сейчас много фотографов-любителей с хорошей техникой, которые постепенно повышают свой уровень, постоянно практикуя. Я считаю, что русские фотографы-любители снимают лучше местных наемных фотографов. В Черногории есть хорошие фотографы, но их совсем немного. Есть также фотографы, которые обладают техникой, но не владеют знаниями.
Уровень цен у местных профессиональных фотографов немного различается для черногорцев и для русских. Однако, у местных жителей гораздо ниже требования к фото, наши же ждут чего-то фантастического.

— И сколько берут за съемку заграничные фотографы?
— Цены совершенно разные. Зависит от того, во сколько себя оценивают фотографы и смогут ли они найти клиента на эту цену. Я могу лишь привести несколько примеров. Фотосессия среднего уровня в европе обойдется вам в 1000-1500 евро, на мальдивах (выше среднего уровень): 2500-3000 евро за двухдневную съемку. Если вы хотите, помимо фотографий в электронном виде, получить еще и фотоальбом или свадебную книгу, цена может возрасти вдвое. Фотографы ниже среднего уровня просят до 500 евро за съемку. Сейчас модным стало устраивать свадьбы за границей. Советую молодым не экономить на фотографе, иначе на долгую память останутся только нелепые любительские фотографии. Смотрите средний уровень цен, не гонитесь за дешевизной и обязательно оценивайте работы и опыт фотографа!  

— Насколько важно фотографу посещать мастер-классы? Учиться фотографии?
— Если говорить про основы фотографии, то я считаю, что начинающим фотографам нужно учиться самостоятельно. Это не так уж и сложно, тем более, что Интернет завален информацией (статьями, видеоуроками, книгами и т.д.). Если речь идет о практикующих фотографах, которые желают повысить свой профессиональный уровень, то я убеждена в том, что на мастер-классы обязательно нужно ходить, особенно если рассказываются темы, относящиеся к той сфере, которая интересна. Разные фотографы приезжают с мастер-классами. У каждого свои фишки и свой подход. Кто-то уделяет внимание технике, кто-то организации съемки, кто-то утверждает, что это все не важно, главное -  уметь дорого продавать свои работы. Конечно, можно это все узнать самому опытным путем. Но зачем изобретать велосипед? Лучше послушать, как работают профессионалы.
Все фотографы, с которыми я работала отличаются друг от друга. И обмен опытом и знаниями, безусловно, отражаются на качестве и разнообразности моих работ.

— В связи с наличием большого числа фотографов, как настоящим профессионалам научиться продавать свои работы дорого?
На фотографии можно зарабатывать. И можно зарабатывать много. Для этого нужно много общаться с людьми которые продают что-то, посещать мастер-классы и работать над своей коммуникабельностью, заниматься саморазвитием. Очень многие фотографы стесняются просить деньги за свои услуги и повышать цены. Кстати, на Западе у многих есть менеджеры или агенты, которые общаются с клиентами, организуют съемки и выставки, - в общем, продвигают фотографов.

— Насколько реально это у нас?
— Я думаю, что для каждого фотографа иметь своего агента нереально. Это имеет смысл, когда уровень работ и объем заказов возрастает и фотограф сам просто не успевает заниматься и съемками и административной работой.
 
— Катя, назови свои любимые места съемок.
— Я люблю снимать в студии или на море, люблю снимать живописные виды. Я устала от вида городских джунглей, поэтому меня индустриальная тематика совсем не привлекает. Либо это должно быть что-то старинное: замки, старые города, аллеи. Я, конечно, снимала в разрушенных помещениях, но считаю, что разрушенные здания тоже должны быть разрушены красиво: не просто мусор и грязь, а красиво стертая штукатурка, красиво обваленные камешки, — в общем, ничего мерзкого и отторгающего. Меня больше привлекает эстетика. И мне также важно думать о модели, в каких условиях она будет вынуждена работать. Я люблю когда процесс съемки нравится всем: и фотографу и клиентам.

— Есть ли в Черногории фотостудии?
— В Черногории нет таких фотостудий как в России. Фотостудиями называются уголочки для съемки на документы. Я видела только одну похожую на нормальную студию, ее владелец — фэшн фотограф.

— Есть мнение, что лучше не сдавать
фотостудию в аренду. Что по этому поводу скажешь?
— В основном, так говорят из-за того, что боятся за сохранность техники. Я могу сказать, что, если у тебя в студии стоит хорошая профессиональная техника и ты не ленишься объяснять фотографам, как правильно и корректно с ней обращаться, то она достаточно долго живет, даже если съемок в студии очень много. При этом, если цена аренды высокая, к тебе приходят люди, которые бережно относятся к дорогой технике. Я когда открывала свою фотостудию,  не экономила. Мне было важно создать комфорт для фотографа: хорошая техника и чистое помещение. Чтобы никто не запинался, т.е.  минимальные риски для техники, фотографа и модели. Когда ты сдаешь студию за 200 рублей в час ты просто тратишь свое время, усилия на ремонт и уборку. И к тебе приходят за такие деньги фотографы, которые ничего не умеют, хотят просто потренироваться или провести время. Для таких целей начинающим фотографам лучше сделать минифотостудию у себя дома и тренироваться именно там. Я начинала фотографировать в домашней фотостудии. Все друзья, приходившие в гости, попадали под прицел объектива. Я думаю это лучший вариант – купить что-то попроще, потренироваться дома, а уже потом покупать хорошее оборудование и открывать фотостудию.

— У тебя случались неприятные инциденты по аренде?
— К сожалению, не за всем можно уследить. Случалось, что мне разбивали защитные колбы. Их легко уронить и разбить. Людям приходилось оплачивать ущерб. Стоимость каждой колбочки немаленькая. Но проблема не в стоимости, а в том, что колбы нужно заказывать и долго ждать. Вообще я расчитывала на то, что постепенно будут выходить из строя вспышки. Обычно в фотостудиях ломается что-то при падении. Хорошо, что это я предусмотрела в своей студии, сделала подвесную систему крепления света. И если какие-то вспышки ломались, я не просила оплачивать их ремонт.
Я очень трепетно относилась к чистоте в студии. Случались съемки, когда использовались перья, мука или какие-то мелкие частицы. Хорошо, если меня предупреждали заранее, тогда я ставила условие – убрать за собой. И обязательно следила за тем, чтобы следующий арендатор пришел в чистую студию.

— Планируешь  открыть фотостудию в Черногории?
— Планирую. Заказала себе технику универсальную, чтобы снимать, как в студии, так и на улице, не подстраиваясь под солнышко. Думаю, что буду свою студию сдавать в аренду только друзьям-фотографам. Мы все друг друга знаем, дружим, общаемся.


тел. +382 677 245 99
skype: catherine-studio
facebook.com/CatherineKuznetsovaPhoto
vkontakte.ru/CatherineKuznetsovaPhoto