Слава Степанов (Gelio): «Во мне уживаются два человека»

Фотографии Славы Степанова или Gelio сегодня знают далеко за пределами Новосибирска. А сам Новосибирск Слава показал с высоты птичьего полета практически всему миру. О том как он начал свою photo story Cлава Степанов  рассказал проекту Smart photo.


— Слав, расскажи, с чего началось твое увлечение фотографией?

— Никогда не думал, что буду этим заниматься. Было время, когда мне нравилось все что связано с темой урбании, с раннего детства было любопытно, как работают объекты промышленности. Кроме того, я профессионально занимался дизайном. Именно когда работал техническим штатным дизайнером, я изучил различные способы работы, что помогло в дальнейшей деятельности.
Мои первые фотографии были далеки от идеала. Но я обрабатывал их так, что они становились гораздо лучше. Даже первые самые ужасные кадры, на мой взгляд, кадры,  которые были по сути своей еще «сырые»,  многим уже нравились. Их спасала обработка.
Изначально все  это было увлечением, просто  «тусовки» на крышах. У меня не было никогда цели на этом зарабатывать, я снимал город с крыш, открывая его с новых ракурсов. Это давало абсолютно новые ощущения --  когда видишь повседневную вещь, к которой привык, с нового ракурса. Не возможно было этим не поделиться. Потом я стал выкладывать фотографии, оказалось, что это не только мне интересно.
В общем-то, я тогда понял, что фотография для меня - это повод удовлетворить свое романтическое любопытство. Я полез в метро под предлогом того, что фотограф,  снимал все, но в первую очередь я сам познавал, как это все работает изнутри. Также я изучил  как  работает ТЭЦ или металлургический завод. Позднее, когда масштабов Новосибирска стало не хватать, начал выезжать в другие города, искать там что-то новое и  фотографировать это.


— Ты говоришь, что тебя всегда привлекала высота,  не было желания заняться авиацией серьезно?

— Было. Авиация с самого детства привлекала меня, но по здоровью для учебы и службы я не подходил. Кроме того, что касается учебных дел, то я всегда был разгильдяем. По знаку зодиака я близнец, и во мне как будто два человека  уживаются, две натуры.  Один усидчивый, спокойный и пунктуальный. А второй взрывоопасный. Так вот, с такой двойственностью натуры летчиком никак нельзя  быть. Всех  мальчишек с детства привлекает именно большая авиация, но чтобы ей заниматься надо всю жизнь на это положить.
Для меня же авиация это инструмент для того, чтобы увидеть вещи по-новому, все это ради ощущений. А воздух это вообще моя стихия. Причем в урбанистическом понимании. Меня интересует  как за счет архитектуры достигается нахождение необычных ракурсов.


— Бренд Гелио когда возник?

— Я не стал бы называть его брендом. Еще в школе мне как-то понадобилось завести на мэйле почту, надо было придумать какой-то ник. В общем-то не помню уже откуда это слово взялось, но я так назвал свой почтовый ящик и потом везде в сети регистрировался под этим ником. Собственно через некоторое время все стали называть меня Гелио.


— Но это действительно стало уже брендом!

—  Я не спорю, пускай это будет брендом.


— Твоим первым крупным проектом стала выставка в Новосибирском метро?

— Выставка фотографий в новосибирском метро — это  уже последствия проекта. Сам же проект заключался в том, чтобы снять метрополитен в тот период, когда там нет пассажиров, то есть с того времени, когда люди  уходят и до того момента, когда они в него возвращаются, между 12 ночи  и 6 утра. Мне самому хотелось посмотреть, что там происходит  в это время.  Все, что было до этих съемок - было на обывательском  уровне без общей идейной концепции, я просто ходил по крышам и снимал виды города. А тут занялся серьезно и в течение двух недель каждую ночь снимал метро и  метродепо: как там все работает. Этот проект назывался «метро at night».
Позже руководство метрополитена предложило ко дню города разместить фотографии в вагонах, поскольку были свободные площади для этого, так получился совместный проект. Инициатива исходила от них. С тех пор прошло 4 года и мы  продолжаем работать по той же схеме.


— Насколько сложно было получить разрешение на съемки в метро в первый раз, ведь ты  имел дело с довольно консервативной структурой?

— Первый раз было сложно, почти месяц  длилась проверка и согласование, но все это логично, когда речь идет о режимном объекте, тем более для них это был  первый опыт. А для меня стало своеобразным подвигом то, что мне удалось договориться.


— Чем ты сейчас занимаешься, какой у тебя новый проект на очереди?

— Я не могу раскрыть, то чем в данный момент занимаюсь, но все мои сегодняшние проекты связаны с разными городами и их  промышленностью. Меня зовут в разные  города, сегодня промышленная съемка очень востребована. Людям нравится стиль, подход промышленной съемки, именно не репортажной, а чего-то более  масштабного стратегического, глобального. Цель - показать мощь промышленных объектов. Еще есть несколько проектов связанных с авиацией, но в основе – все равно города: то, что в свое время удалось реализовать в Новосибирске, то получается и в других регионах. Для меня это самая близкая тема, сюда входят и  съемки крыш и полеты над городом.


— У тебя вышел очень интересный альбом для железной дороги. Расскажи, сложно ли было с ними работать, сильно ли они пытались корректировать твой авторский замысел?

— Вообще, в целом, они молодцы, если рассматривать их как полувоенную режимную структуру. Их подход с согласованием оказался  довольно современный, все получилось. Изначально мне сказали, что я сам определяю концепцию и тему. Глобальных правок точно не было. Не знаю, может просто нам повезло так. С первого раза получилось хорошо. Никто не просил перефотографировать тот или иной объект, понравилось сразу.
Единственное, что вначале нам было важно на каждой станции найти интересный факт, отразить событие, которое там произошло.
Но в итоге отказались от всех этих креативных идей и решили просто обозначить дорогу как важную часть современной жизни.


— У тебя часто бывают коммерческие проекты для компаний?

— Да, бывает, заказывают. Опять же в силу корпоративной политики компаний, я не говорю  о конкретных примерах, но все эти проекты поставлены на рельсы и успешно работают.


— За время твоей работы фотографом «с высоты птичьего полета» что изменилось в твоей технике съемки, в организации этого процесса?

— У меня есть  определенная структура работы, выработанная годами. Потому что тысячи кадров, которые сделаны, превращаются в минуты и секунды обработки и впоследствии складываются в часы. Я выработал систему, как оптимизировать время обработки фотографий. Все делается буквально на уровне автомата.
Раньше я над каждой фотографией сидел долго, процесс обработки занимал значительное время. Сейчас дошел до того, что  делаю меньше кадров на месте,  но потрачу чуть  больше времени, чтобы снять нормально, так чтобы потом не сидеть над каждым и не обрабатывать его. Поэтому на выходе у меня получается очень мало фотографий. Раньше с одной крыши получалось до 400  картинок, а сейчас по своей методике я выбираю на каждой крыше по периметру 6 ракурсов, подбираю нужное время и освещение, фотографирую и ухожу.


— Насколько я понимаю, у тебя очень много работы и очень плотный график. Все ли успеваешь?

— Не все понимают, что за такими фотографиями стоит огромный труд. Съемки приходится  выстраивать в очень жесткий график. Для меня сейчас самый главный вопрос - как совместить такой график с моей личной жизнью. Я стараюсь, но не всегда удается. Для меня это жизнь, а не бизнес, но трудно найти иногда баланс. Хотя эта проблеме не только у меня. Все кто занимаются подобными видами съемки испытывают нехватку времени, причем  эти затраты и близко не сравнятся со съемкой студийной, корпоративной или свадебной. Мотаться по всей стране, реализовывать масштабные проекты – это не просто. К примеру, за одни сутки снять огромнейший завод. Это нелегко дается, но внутреннее рвение и интерес помогает. Но не у всех это  может получаться. У тех, кто еще вчера снимал свадьбы, а сегодня побежали завод запечатлеть, в результате может получиться все так же свадьба.


— Расскажи, как тебе удалось все-таки сделать из Гелио бренд, помимо твоей трудоспособности что еще помогло?

— Я сделал определенный маркетинговый ход, я просто распылил свои фотографии повсюду: через соц. сети, блоги, даже через знакомых заграницей. За рубежом в общем-то про Новосибирск не знают ничего и когда говоришь, что у нас есть метро — никто не верят. Когда делал фотографии Новосибирского метрополитена, я их первым делом опубликовывал в своем блоге, а потом брал и заграничные сайты и постил там. Мне было важно, чтобы люди видели и узнавали наш регион. Считаю, что получился неплохой PR нашего города -  отсюда и популярность материала. Потому, что люди в первую очередь воспринимают информацию визуально. Написано много всего, но пока ты не покажешь как и что где-то сделано – люди не запомнят. В Новосибирске есть  то, чем можно
 гордится и что показать миру, например, самая  длинная прямая улица - Красный проспект, в каком-то городе самый длинный метромост на планете, вокзал с самыми большими объемами транспортировки за Уралом. Но когда об этом пишу, на бумаге все это выглядит однобоко, а когда начинаешь показывать на фото, понимаешь что вот, именно этого ни не хватало людям.
Меня  до сих пор многие называют спамером, недовольны мной за мои рассылки, но все я это делал для всеобщего блага и создания имиджа города. Я тратил часы, дни и ночи на такую деятельность. Если бы не Интернет ничего бы не получилось, конечно. Все благодаря ему.